Где учиться редактору кроме Школы редакторов — спросил подписчик в телеграмме. И я решила не отвечать сама, а переадресовать вопрос разным клевым ребятам из отрасли.
Светлана Гусева, издатель в Яндекс Практикуме, Content Product Manager
— Я не училась в Школе редакторов, хотя хотела поступить, когда только были первые потоки. Мне тогда казалось, что это — единственный шанс сделать карьеру редактора и зарабатывать больше. Но нет :)
Мне хватило бесплатных материалов, которые выпускал Максим Ильяхов, его платных рассылок и, главное — возможности отработать всю эту теорию на проектах. Я не отказывалась ни от каких предложений работы, постоянно применяла знания, ловила ошибки, уходила с проектов, выбирала новые — там, где мне уже было интересно работать. И так по кругу.
Мне кажется некоторым начинающим копирайтерам/авторам недостаточно упорства и трудоголизма — они даже не трудятся нормально сделать работу, на которую их позвали: факапят сроки, не следят за правилами редполитики, не учатся на замечаниях. А если в начале карьеры следить за каждой деталью, быть усердным, — тебя заметят. Как в универе — зачётка начнет работать на тебя.
Еще могу порекомендовать читать всё, что вам доступно по теме. Подписаться не просто на каких-то инстаграмных экспертов-инфобизнесменов, которые учат «писать продающие тексты», а на нормальных ребят, которые много работают и делятся опытом — Тоня Сергеева, Ира Ильяхова, Света Дучак, Денис Барашевич, агентство «Сделаем» и Света Гусева конечно.
Телеграм-канал Светы — «Content is product»
— У меня нет жесткой подборки полезных материалов, поэтому мой совет будет беззубым.
Для меня самое важное в редактуре — это работа с читательской картиной мира, а не просто нежный синтаксис и удаление стоп-слов.
Для работы с картиной мира советую читать о том, как устроены люди и как устроен мир: от Ленина до лекций Сурдина на Ютубе про чёрные дыры. А ещё постоянно учиться чему-то новому: слепая печать, игра на гитаре, попробовать помыть машину на самообслуге за 40 секунд в конце-концов 🙂
Всё это рано или поздно пригождается в работе: придумывать сильные аналогии, остроумно шутить и говорить на языке читательских проблем, убеждений и взглядов.
И ещё нужно обязательно купить мой мини-курс по Гугл-доксам. Проходить не обязательно, просто купите
Телеграм-канал Климента — «Дневник редактора»
Тоня Сергеева, редактор на своих проектах и шеф-редактор в медиа Тинькофф Бизнеса
— У меня нет короткого и простого ответа.
Первая часть ответа — условная, теория. Если обобщить, то я бы училась там, где дают навыки, которых мне не хватает прямо сейчас. Например,
- если бы нужно было стать уверенней в текста для интерфейсах, то к Ирине Моториной. Ссылку на курс не нашла, но вот Ира рассказывает о нем.
И так далее. Когда-то собрала список, у кого можно поучиться.
Для меня любое обучение — это вопрос цели: чего я хочу или что мне нужно прямо сейчас. По мне так можно учиться на будущее, но опять-таки, если я понимаю, зачем мне это. Что-то можно пройти и ради кайфа.
Вторая часть ответа — о практике-практике. Я бы шла на работу или стажировку к тому, у кого есть опыт и квалификация в нужной мне сфере.
Можно прийти в большую редакцию и там брать задачки по своей теме. Например, Тинькофф Бизнес ищет редактора для стори. Редактор работает в паре с шеф-редом, и явно прокачается в коротких форматах.
Я сама так учусь.
Я работаю в редакции в Тинькофф Бизнеса, и в какой-то момент мне хотелось прокачаться в навыках сценария для обучающих видео. Тогда я вызвалась на задачи для видео-обучения. На проекте помогала главред видео-редакции. которая рассказывала, как составлять сценарии — от того, как собрать реплики, до правил в визуализации. Для меня это супер опыт и полезное обучение.
А можно прийти в редакцию с опытным главредом или шеф-редом, и просто брать разные задачи. И тогда станет понятно — чего не хватает и где пробелы и как их закрыть.
В сухом остатке, я за теорию по темам, которые нужны или хочу + практику у конкретных людей или по конкретным задачам. Тогда все будет полезно и впрок.
Телеграм-канал Тони — «Редактор Тоня Сергеева». Еще есть блог
Илья Еремин, контент-маркетолог «Сделаем» и «Нескучных финансов»
— Я нигде не учился, просто очень много смотрел и смотрю на других. Если много читать Тинькофф-Журналы, Модульбанки, смотреть Rozetked, следить за соцсетками Кинжалов и Буду, сохранять хорошие лендинги — со временем сам начнешь делать так же круто. Насмотренность — лучшее обучение.
Когда мне надо было срочно придумать красивый сайт для мероприятия, я нашел вот этот реф и в итоге получилась такая красота. Не украл, а адаптировал!
Телеграм-канал Ильи — «Илья Еремин | Контент-маркетинг»
Школы редакторов не сделают из вас готового специалиста, но дадут основы и инструменты. Поэтому не важно, куда именно вы пойдете учиться, главное, чтобы вам не обещали что-то сверхестественное, типа «сделаем из вас вторую Сарычеву, будете зарабатывать много денег, все банки с вами будут работать».
Задача школ и курсов по редактуре — научить формулировать темы материалов, писать осмысленные заявки на статьи и говорить с экспертом так, чтобы он не считал вас за дурачка неопытного и не обижался, что его слова не передали слово в слово.
Лучшие редакторы, которых я встречала, — это не выпускники известных школ, а люди, которые много (очень много) писали и редактировали. Я против ошалевшего трудоголизма и календарей, в которых надо искать слоты на обед и встречи с друзьями вечером.
Но чтобы прийти к работе в удовольствие и стать крепким специалистом, в самом начале все же придется шарашить. Кат стори шот. Учеба в школе Горбунова или стажировка в Гладлаксе — это хорошо для получения азов и основ, совместимых с жизнью. А дальше вы сами.
Сайт бюро «Гладлакс»
Павел Молянов, руководитель агентства «Сделаем»
Самый главный источник знаний для редактора — это насмотренность.
Важно читать и смотреть много всего — и анализировать, как люди реагируют на какие-то решения. Одно видео смотреть интересно, а другое скучно. Почему так? Какие приемы можно взять из интересного видео и применить у себя?
Одно письмо принесло много клиентов, а другое мало. Почему? Какие удачные решения из первого письма надо масштабировать?
Подобный анализ и придумывание гипотез ценнее любых курсов, инфа сотка. Поэтому читайте побольше кейсов коллег, смотрите научпоп, подписывайтесь на всякие рассылки и каналы, смотрите разную рекламу — и будете очень быстро прокачиваться в создании контента.
Из книг я советую читать не про копирайтинг и редактуру, а про маркетинг и психологию. Как люди принимают решения, на что они обращают внимание, какие фразы снижают конверсию лендингов и так далее. Ваши тексты станут в разы круче, если вы будете думать не только над читаемостью и структурой, но и над тем, как они повлияют на читателя.
Например, топовые книги: «Психология влияния», «Евангелист бизнеса» и «Nudge: архитектура выбора».
Ну и конечно советую наш «Цех» — это телеграм-канал по подписке, где главреды и маркетологи моего агентства каждый день пишут советы по текстам и контент-маркетингу, отвечают на вопросы и разбирают тексты подписчиков.
Телеграм-канала Паши — «Молянов»