Как я делаю рассылку: технические штуки и ошибки
О странице подписки, приеме платежей и автоматических письмах-подтверждениях
Чтобы сделать рассылку, мало написать письма. Еще понадобятся:
- страница подписки, на которой люди смогут оставлять свою эл.почту и оплачивать;
- сервис приема платежей, он же интернет-эквайринг. Нельзя просто прикрутить оплату на свою карту, нужен посредник;
- автоматические письма-подтверждения о том, что оплата прошла успешно и подписка активирована.
Для своей рассылки о фактуре «71 194 38» я всё это делала сама. Уверена, что есть миллион способов настроить всё проще и быстрее, но я их не знаю, поэтому расскажу о своем опыте и ошибках.
Страница подписки: 6500 ₽ в год
Для страницы подписки я выбрала Тильду — это конструктор лендингов и сайтов. Выбрала по нескольким причинам:
- я с ней уже работала когда-то, вроде помню, как и что делать;
- это блочный конструктор, не нужно писать код;
- можно подключить платежные модуль;
- можно подключить почтовый модуль для отправки писем;
- при оплате за год дают домен в подарок;
- выглядит точно лучше, чем то, что я могу сделать на хтмл.
Верстка. Для лендинга я сначала собрала страницу в гугл-доке, а потом сверстала поблочно в Тильде. Использовала стандартные блоки и шрифт Ариал:
Чтобы показать до-после, набрала текст в гугл-доке, сохранила в пдф, экспортировала в пнг и в программе просмотра добавила стрелочки и выноски:
Всё остальное — это обычные блоки типа заголовка, текста, таблички.
Домен. Тильду оплатила на год и мне дали домен в подарок. Он активируется и привязывается автоматически: на сайте регистратора доменов не нужно оплачивать или подключать хостинг. Из-за этого потом возникают некоторые проблемы, но о них позже.
Интеграция. Тильда интегрируется с платежным и почтовым модулями, местами через задницу, например, не всегда подгружается платежный модуль и проходят платежи, а с почтовым модулям я вообще всё прокляла, но в целом работает.
Юкасса: от 2,8 до 6% с платежа
Для приема платежей я подключила Юкассу — это бывшие Яндекс-касса и Я-деньги. Подключение бесплатное, нужно лишь подписать договор.
Комиссия и налоги. Юкасса берет с каждого платежа комиссию — от 2,8 до 6% в зависимости от способа оплаты.
Хоть Юкасса и называется кассой это не касса *разводит руками*, а интернет-эквайринг. Кассу в полном смысле этого слова мне подключать не надо, потому что у ИП с такими характеристиками как у меня отсрочка по кассам до июня. Что буду делать в июне, пока не знаю, в целом кассу можно подключить примерно за 23 000 рублей.
Юкасса принимает платежи, отправляет чеки покупателям, а мне — деньги на расчетный счет. При этом ее подключение не влияет на онлайн-бухгалтерию в моем банке: как я платила 3500 рублей в год, так и плачу, а банк сам считает и оплачивает налоги.
Договор. Чтобы подписать договор, нужно показать страницу, на которой будут приниматься платежи и прикрепить свои реквизиты. С договором я намучилась: подписывала в маковской программе просмотра, загружала договор, а мне он снова и снова показывался как не подписанный.
При этом не было сообщения об ошибке или чего-то такого, и я повторяла загрузку раз десять. И спустя полдня мне наконец-то написал сотрудник Юкассы и сообщил, что надо договор распечатать, подписать от руки и сфотографировать, иначе не примут. Пришло еще тащиться в копицентр.
Интеграция. Чтобы интегрировать прием платежей с тильдой, нужно скопировать ссылку на апи и вставить ее в поле на странице подписки.
Затем на странице подписки нужно добавить блок с корзиной, а в кнопку оплату вставить тег «Подписаться = цена». Сначала я делала по-другому и пыталась просто подключить оплату одного товара без корзины, но оказалось, что Юкасса работает только через корзину.
Чтобы заявки после оплаты попадали в CRM Тильды, нужно создать в CRM новый список и поставить в корзине галочку: отправлять заявки в такой-то список.
Теперь нужно переопубликовать страницы сайта и попробовать провести тестовый платеж. У меня проблем с тестовым платежом не было, и я анонсировала рассылку.
Люди начали оплачивать и посыпались проблемы:
- платежное окошко не грузилось;
- платежи не проходили;
- письма-подтверждения не приходили, потому что я их не настроили заранее.
С платежами я пошла жаловаться в Юкассу и Тильду. С Тильдой была бесконечная переписка смысл которой в следующем: у нас всё работает, идите на хуй или просите каждого, у кого ошибка, проверять код страницы, копировать его и присылать вам, чтобы вы прислали нам и мы пофиксили свои ошибки. Я выбрала пойти на хуй.
И добавила предупреждение о том, что если платежное окно не грузится, надо попробовать еще раз здесь же или в новом браузере.
Письма-подтверждения: 0 ₽
Я думала, что будет достаточно писем-чеков от Юкассы, но потом люди стали писать, что им не приходят подтверждения, и я поняла, что без подтверждений о подписке и правда как-то ебано. И взялась их настраивать.
Я-почта 360. Чтобы отправлять письма-подтверждения об оплате, нужна почта на своем домене. Не sveta@gmail.com, а sveta@duchak.ru. Сначала я пыталась сделать почту на домене duchaks.ru. Для этого подключилась к Я-почте 360 на бесплатный тариф, затем подключила ее к Тильде. Но чтобы письма отправлялись нормально и не попадали в спам, к домену нужно добавить запись вида DKIM. Хоть и пишут, что это необязательно.
Сначала я подключили без этой записи, тестовые письма мне дошли, а вот всем остальным ничего не приходило — почтовые сервисы принимали мои письма за спам.
Чтобы добавить DKIM-запись к тому домену, что Тильда дала мне в подарок, нужно его сначала перенести на свой аккаунт у регистратора доменов. Это делает в две кнопки, но у Тильды всё глючило и выдавала мне 404-ошибку. Поэтому ничего добавить я не могла.
Я страдала и отвечала людям вручную, а некоторым тоже вручную отправила письма со своего личного ящика через сервис рассылок. Но так не могло продолжаться, потому что это жутко неудобно и письма приходили с задержкой.
Тогда я сделала себе почту на своем другом домене — к нему у меня был доступ на сайте регистратора и я смогла загрузить эту DKIM-запись. Письма стали уходить нормально.
Сендпульс. Я хотела, чтобы письма-подтверждения после оплаты отправлялись автоматически, а почта сразу попадала в контакт-лист в сервисе рассылок. Я выбрала сервис Сендпульс, потому что Мейлчимп на английском, а Юнисендер жуть какой непонятный.
В Сендпульсе создала новый список контактов и подключила его к Тильде: эл.почты добавляются в этот список автоматически сразу после оплаты.
Чтобы пользователи получали письма-подтверждения, настроила их в разделе автоматических рассылок: когда контакт попадает в список, ему уходит письмо-подтверждение.
Тех, кто оплатил до настройки, я вручную добавила в список контактов и им должны были тоже уйти письма.
Пока я пользуюсь бесплатным тарифом Сендпульса, потому что еще не начинала верстать основные письма, а так мне подойдет тариф за 510 рублей в месяц.
Моей главной ошибкой было запускать рассылку без настройки писем-подтверждений и интеграции с сервисом рассылок. Это заставило меня понервничать и настраивать всё в режиме огня. Ну и, наверное, сейчас я бы выбрала что-то другое вместо Юкассы.